Назад к Блогу

Тестирование при приеме на работу

Деревянко Ирина
Деревянко Ирина
06.02.2015

Процедура приема нового сотрудника состоит из одного или нескольких собеседований. Непродолжительный разговор с человеком не позволяет составить о нем достоверное представление. Возможен вариант, когда претендент кажется приятным собеседником и его анкетные данные удовлетворяют всем требованиям к вакансии. Но будет ли он хорошо работать, добиваясь результатов для компании?

Работодателю крайне важно знать, что это за человек, не подведет ли он в трудную минуту, возьмет ли он ответственность на себя при необходимости самостоятельно принять решение? За одну встречу на собеседовании об этом сказать сложно.

Для проведения тестирования на собеседовании можно прибегать к услугам психологов. Надежность их тестов составляет от 20 до 70%, что зависит от используемых методик. Тексты в руках психолога – это достаточно достоверный источник информации, для тестирования подбираются тесты, охватывающие важные для должности личностные, интеллектуальные и мотивационные качества.
Профессионала психолога не заменит компьютерная версия тестов, предполагающая, что с помощью стандартной трактовки выдается «диагноз»претенденту. Стандартные «диагнозы» зачастую содержат терминологию, непонятную непрофессионалу, они могут быть весьма противоречивы, а интерпретировать возникающие противоречия может лишь специалист. Кроме того, психолог применяет несколько тестов, чем страхуется от случайных ответов.

Во время тестирования можно получить массу информации о претенденте на должность:тестирование при приеме на работу
• насколько быстро он осваивается в новой ситуации;
• насколько он адаптируется к правилам игры;
• с какой скоростью работает человек;
• пытается ли он узнать что-то новое для себя, быстро ли обучается и пр.

Для каждой свободной вакансии в компании составляется определенный набор тестов, который соответствует компетенциям сотрудника. Грамотный менеджер по кадрам обязан иметь систему разработанных критериев для отбора кандидатов на определенную вакансию.

К примеру, для бухгалтера крайне важно быть ответственным и внимательным, а также уметь работать с информацией, обладать отличной памятью на информацию в цифровом виде и высокой работоспособностью. Кроме того, бухгалтерия – в основном женский коллектив, поэтому стоит обратить особое внимание на умения бесконфликтного сосуществования в женском коллективе.

Для линейного менеджера на уровне определенного подразделения очень важны высокий уровень интеллекта, а также способность к стратегическому мышлению, гибкость в поведении, способности принимать решения, брать на себя за них ответственность, умения общаться с клиентами, руководить подчиненными.

Для дизайнера рекламного агентства крайне важно уметь продуцировать нестандартные идеи, поэтому ему нужна богатая фантазия, умение продуктивно и самостоятельно креативно работать, гибко учитывать требования клиентов.

В целом ключевые компетенции для каждой вакансии определяются менеджером по персоналу, а также руководителями различных уровней. Все тесты при приеме на работу можно разделить на несколько категорий:

1. Интеллектуальные тесты. Они предназначены для определения уровня интеллекта и образования. Могут также использоваться тесты для изучения общего интеллекта и специальные, направленные на определенные разновидности интеллекта. К примеру, для преподавателя или переводчика очень важно обладать вербальным интеллектом: владеть родным языком; уметь грамотно и логично изъясняться; обладать хорошим словарным запасом.

2. Личностные тесты. Направлены на выявление личностных особенностей и черт характера. Эти тесты описывают поведенческую специфику человека, социальные навыки, способности к адаптации — тест Кеттелла, Майерс Бригс. Существуют и комплексные тесты, которые описывают личность в целом. Некоторые тесты помогают выявить патологии характера и личностного развития (тест ММРI).

3. Тесты на межличностные отношения. Они помогают определить стиль общения с людьми, уровень конфликтности, способности идти на компромиссы, помогать другим. Этим тестам уделяется особое внимание, так как напряженные отношения в коллективе могут отнимать очень много рабочего времени.

Рекомендации заказчиков